Последние миниобзоры
Mansions of Madness Second Edition
Атмосферное расследование зловещих происшествий по мотивам Мифоса Лавкрафта.
Warhammer: Diskwars
Простой варгейм с минимальным рандомом.
BattleTech: Alpha Strike
Варгейм про раздалбывающих друг друга мехов.
Formula D
Настольная гонка, весьма азартная и захватывающая.
Scythe

"Коса" сейчас находится на верхушке "горячего" рейтинга bgg. Ее собрались в следующем январе локализовывать Crowd Games (что уже вызвало кое-где взрывы желчи и пару очередных срачей на пустом месте). О ней давно и упорно говорят, и довольно многие сейчас сидят и нервно грызут ногти, ожидая когда придут их коробки с кикстартера (или же когда она поступит в продажу).

А я, как дурачок, пару раз повертел башкой, посмотрел на арты, пожал плечами со словами "meh, ну красиво" и, видимо, уперся наворачивать очередную настольную йобу с миньками от CMON.

Спасибо Сергею из Бородатого блога за то что притащил ее - пожалуй, мне тоже теперь стоит озадачиться где урвать и себе коробку.

 

Восточная Европа, 1920-ые годы. Альтернативная история, где Первая Мировая пошла совсем иначе из-за загадочной Фактории, из которой как-то просочились технологии до которых в нашем мире еще пилить и пилить - в частности, мехи размером с 10-этажные дома.

Из-за этого на карте появились довольно необычные страны, которые во время действия игры отрядили карательно-благодарные экспедиции для захвата Фактории и прилегающих к ней земель. Как вы наверное уже догадались, именно за этих скользко-великодушных мудаков нам и придется играть - на выбор Саксонская Империя, Крымское Ханство, Руссветский Союз, Северное Королевство и республика Полания. Еще обещают доп с шотландцами и китайце-японцами, но по мне уже и так весьма колоритно.

 

Непосредственно сама игра - это евро, которое завернулось в волчью шкуру 4X стратегии, но при этом (в отличие от других "как-бы-не-евро-как-бы-стратегий") ВНЕЗАПНО еще и отрастило острые зубы под стать.

В свой ход игрок выбирает одну из четырех секций на своем планшете, и выполняет два действия из этой секции. Все они разделяются на верхние (дают какие-то ресурсы или возможность подвигаться по карте) и нижние (тратят ресурсы на постройку зданий с мехами и апгрейды).

После выполнения действий ход передается дальше, и так идет по кругу пока кто-то не выложит 6 звезд своего цвета.

Каждая звезда - это какая-нибудь выполненная цель. Всего их 9 (10 если придираться, но есть 2 одинаковые), и среди них найдется задача на любой вкус - от перемалывания врагов в винегрет и выполнения правительственных заданий, до накопления военной силы до упора и увеличения популярности среди местного населения.

Сразу после того как кто-то получает 6-ую звездочку, игра немедленно кончается и начинается подсчет очков. Победные очки даются за накопленные деньги, выложенные звезды, контролируемые территории и набранные ресурсы - при этом количество очков за звезды-земли-ресурсы очень сильно зависит от финального уровня популярности.

 

Как обычно бывает с нравящимися мне играми, звучит все просто, но на деле все несколько глубже и тоньше.

Начну с наиболее понравившиегося мне момента: все планшеты усыпаны выемками под фишки, которые загораживают какие-то свойства. Хочется расширенных возможностей - надо тратить ресурсы на мехи, постройки и апгрейды, чтобы снять фишки с выемок. Примерно как в Eclipse, но тут свойства поразнообразнее.

Это довольно круто, как по мне. Не только потому, что каждый игрок все сильнее затачивает тактику под себя - тут фокус еще и в том, что планшеты с действиями перемешиваются и выдаются рандомно, а на каждом разные сочетания верхних-нижних действий и отличаются траты с вознаграждениями. Так что если вы даже выберете определенную фракцию, акценты в ваших планах могут ощутимо сместиться. Реиграбельность, вухуу!

Любые ресурсы (включая популярность и военную силу) копятся медленно без "заточки" под них, но улетают в трубу практически мгновенно - так что выбирать на что потратиться надо как можно более внимательно и осознанно.

Даунтайма в игре практически нет, поскольку большинство ходов пролетают практически мгновенно - "я сходил, взял жетон, сделал апгрейд, давай дальше". Есть даже опциональное правило, позволяющее штрафануть того кто тормознет игру при некоторых обстоятельствах, так что в целом игра удивительно быстрая для своего размера (шутка ли, за 2 с чем-то часа можно прикончить партию на 5-ых). Хотя от клинических тормозов, которые всегда просят "дать им минутку подумать" вас все равно здесь ничего не спасет, если начистоту.

И еще целая гора деталей (вроде штрафа за нападение на вражеских рабочих), сильно влияющие на игровой процесс и с упоминанием которых я могу нечаянно превратить обзор в пересказ правил. Ничего действительно нового в игре в общем-то нет, но все используемые механики стоят на своих местах как влитые - сидеть и гундосо жаловаться "где инновации?" будет только полный сноб и зануда, как по мне.

 

Правила занимают аж 32 страницы, но пугаться не стоит: некоторые листы полупустые, да и в целом написано на редкость внятно. Все заковыристые моменты (движение, действия в целом) очень аккуратно и последовательно объясняются, о мелочах тут и там напоминают, и вообще в целом после закрытия буклета как-то даже и не остается никаких вопросов.

Еще я хотел бы отметить, что автор постоянно рассказывает в сносках, как и почему были сделаны некоторые моменты в игре. Если еще учитывать заднюю обложку, которая буквально усыпана электронными адресами на случай любых вопросов и пожеланий, то создается приятное впечатление что Stonemaier Games важно и дорого как свое детище, так и мнение потребителей.

 

А вот пересказывать правила "Сайфа" может оказаться довольно непросто, особенно если кто-то будет временами перебивать, хвататься за голову и приговаривать "пиздец, что тут происходит,  на что я подписался?!" - то что в брошюре выглядит очень легковесно и понятно, при устном пересказе может превратиться в какое-то чудовищное нагромождение. Основная сложность заключается в планшетах игроков: действия на них перемешаны и дают чуточку разные бонусы, отчего если тыкнуть для примера в один планшет и все объяснить на нем, могут что-то не совсем правильно понять.

Собственно я рекомендую поступить так - просто заставьте всех скачать и прочитать правила перед игрой. Перевод есть (вроде даже официальный, внезапно), читается и усваивается все легко - серьезно, пожалейте всем нервы, заодно и время сэкономите.

 

 

Весьма занятно, что умом я понимаю - это евро. Даже не гибрид, а именно чистейшее евро, пускай и хорошо замаскированное под стратегию. Когда я анализирую возможности, механики, да даже игровое поле - везде видны уши очередного "переработай одни очки в другие", пускай и есть возможность дать соседу палкой по затылку ради выгоды.

Но когда я вспоминаю все остальное - такого ощущения нет совсем. Пожалуй, я даже могу сказать в чем дело: Scythe очень, ОЧЕНЬ атмосферная и все, что только может оборачивает на работу воображения.

Вместо поле с ресурсами - гексы территорий, где выкачивают нефть и рубят лес. Деревянные миплы - рабочие, которые лазят в шахты и жнут зерно, о чем регулярно напоминают арты где они стоят на переднем плане. Жетончик с компасом - какие-то приключения и сложные ситуации, в которые встревают герои гуляя по землям Фактории.

Немалую заслугу в этом имеет арт и оформление. Я лично думаю, что фоны немного неаккуратно нарисованы (но для карт такого размера все нормально =ъ), однако выглядит все просто изумительно и создает идеальный настрой: спокойная, пасторальная местность, по которой бродят незванные чужаки, готовые вцепиться друг другу в глотки. Особенно мне понравился прям инфернальный арт для Become A Despised Warmonger.

 

А теперь - забавный момент. У Scythe и Hyperborea много общего, но если начать сравнивать, то Гиперборея отсядет в сторонку пососать петушков.

Если вспоминать мои претензии к Гиперборее, то я понимаю, почему Scythe ощущается лучше:

1. Бонусы разных фракций сбалансированы, всегда дают ощутимую пользу (вплоть до того что на них можно/нужно строить стратегию) и делают стороны действительно разными. В Гипере, мягко говоря, с этим был напряг.

2. Вместо одних и тех же фигурок, которыми делается вообще все - сразу три вида юнитов, каждый из которых заточен под определенные цели.

3. И там, и там от игроков зависит то, насколько быстро закончится игра, и в обоих в общем-то любые действия приближают к победе. Однако в Hyperborea целей всего три и далеко не каждое действие как-то на них влияет - а в Scythe их 9, и в них отражаются практически все аспекты игры. Поскольку в обоих желательно развиваться равномерно, а не впиливаться во что-то одно - я считаю что Scythe и в этом моменте выигрывает.

4. Обе игры обещают реиграбельность - только вот в "Косе" для этого перемешиваются планшеты действий, от партии к партии выпадают разные события и карты Фактории, а в Гипере - выкладываются очень похожие карты технологий (еще и не все стоят покупки, даже ситуативно) и используются тайлы местности с жетонами руин, которые разнообразием по большому счету не блещут.

Я уж молчу про охерительный арт, более интересный бэк и некоторые другие схожие моменты (технологии, например), которые в Scythe так или иначе сделаны приятнее и лаконичнее.

На мой взгляд, Гиперборея была подстрелена Scythe из чего-то крупнокалиберного с контрольным выстрелом в башку - противопоставить "Косе" ей просто нечего.

 

Scythe красивая, достаточно глубокая и оставляет приятное послевкусие. Лично у меня на редкость хорошие ощущения от нее, так что я искренне желаю Crowd Games удачной кампании по локализации.

 

+ Очень годное оформление. Даже картонные монетки смотрятся охренительно.

+ Достаточно простые и внятные правила.

- Вот только пересказывать их тяжеловато.

+ Ощущается как весьма недурственная глобальная стратегия.

+/- Но это все еще евро. Очень, очень крутое, но кто-нибудь с этого, да поплюется.

+ По цене, на мой взгляд - вполне адекватно.

+ Атмосферненько.

- Стол нужен немаленький.

 

= Мне понравилось.

Дата размещения: 15 августа 2016 года
2015-2017. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания. На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.